Обучение игре на музыкальных инструментах по цветам и цифрам

Выделяют несколько способов обучения игре на музыкальных мелодических инструментах:

• По нотам;

• По цветовым обозначениям;

• По цифрам;

• По слуховому восприятию.

Обучение детей играть по нотам – довольно сложный и трудоемкий процесс, однако иногда этот способ применяется. Далеко не каждый дошкольник может овладеть нотной грамотой, если не заниматься с ним регулярно в индивидуальном порядке. Особенно важно, чтобы маленькие ученики поняли связь расположения нот на нотном стане с тем, как звучит их мелодия. В качестве исключения можно назвать механическое воспроизведение символов нот.

Использование цветовой методики

Обучение игре на музыкальных инструментах по цветовой системе – распространенное явление заграницей. Такая методика удобна, поскольку дети быстро усваивают игру на инструменте. Определенные обозначения разными цветами, к примеру, цветные клавиши, разноцветные пластины или струны, соответствуют каждому звуку. Ребенку дают запись мелодии в цветовом «переводе»: применяются цветные изображения нот, фигурки с ритмическими обозначениями.

Воспроизводить музыку по такой системе достаточно легко, однако такая игра не способствует развитию слуха. Ребенок видит зеленую ноту – нажимает зеленую клавишу – никаких творческих соображений здесь нет, только механическая игра.

Цифровая система

Аналогичным способом учат играть детей и по цифрам, которые клеятся на каждую клавишу или пластинку металлофона, а мелодия отдельно записывается на листке в цифровом обозначении. Можно моделировать и обозначение длительности – короткие и длинные палочки будут соответствовать тем или иным звукам.

Цифровая система, которая была предложена в тридцатых годах Н.А. Метловым, может быть, и была оправданной в то время, но в дальнейшем она стала применяться реже, поскольку такой способ обучения приводит к чисто механической музыкальной игре.

Таким образом, обе методики с применением цифровых и цветовых обозначений дают возможность быстро и легко добиться требуемого результата, однако они не оказывают развивающего воздействия, дети выполняют свою задачу воспроизведения чисто механически.

Игра по слуху

Самый большой эффект для развития детей достигается только во время игры по слуху. Данный способ требует постоянного развития, серьезной подготовки слуха. Поэтому уже с малого возраста детей нужно побуждать, чтобы они прислушивались к каким-то мелодиям, сравнивали их, различали по тональностям. Так, малыши будут накапливать опыт слуха, развивать внимание. Для этого применяются дидактические пособия, которые моделируют движение мелодии вниз, вверх или на месте. Это может быть музыкальная лестничка или бабочка, которая перемещается с одного цветочка на другой (прыгая по нотам). В это время необходимо петь звуки мелодии, которые соответствуют моделируемым переходам музыки.






©2009-2018 Музыкальные школы Москвы; e-mail: info@muzshkola-msk.ru