Дирижер – это сравнительно молодая профессия в музицировании. Буквально до 19-го века, такого исполнителя как дирижер, в оркестре не было. Но человек, который управлял музыкантами, исполняющими композиции, был всегда.
Так на древнейших барельефах, изображение на которые наносили древние египтяне и ассирийцы, есть рисунки, изображающие человека, который при помощи жезла управляет музыкантами. А в древней Греции, на представлениях в театре, корифеи управляли исполнителями хора, отдавая ритм, пристукивая по полу ногой, которая была обута в сандалию. Вместо кожаной подошвы, на сандалию укреплялась железная набойка. От греческих слов xeir и nomos — рука и закон, произошло понятие, которое легло в основу управления исполнителями в Европе средних веков. Естественно, это было исполнение в церквях. Те, кому выпадала честь управлять церковными исполнителями, должны были изучить систему условных движений, в которых были задействованы не только руки, но и пальцы.
Дирижеры современности пользуются дирижерской палочкой. Палочка находится в правой руке. Ею дирижер показывает всему оркестру первые и последние доли такта, которые являются соответственно самыми сильными и самыми слабыми долями. Но, кроме этого, дирижер должен уметь объяснить оркестру настроение и характер исполняемой музыки. Для этого, дирижеры задействуют, практически все тело. Это и движения корпуса, и мимика, и движения головой.
Великий Леопольд Стоковский, дирижер 20-го века, исключил из процесса управления оркестром палочку. Его примеру последовали многие дирижеры.
Женщины – дирижеры, еще некоторое время назад были редкостью. Профессия считалась исключительно мужской. Но 20-ый век диктовал свои законы, и мир увидел Надю Буланже, Веронику Дударову, Жанну Эврар, Сару Колдуэлл.
©2009-2024 Музыкальные школы Москвы; e-mail: info@muzshkola-msk.ru