Первоначально русская церковная музыка была частью византийской музыкальной традиции. После того как к государству были присоединены западные области, появились новые, «киевский» и «болгарский» распевы. А реформа патриарха Никона, после которой певческие книги переписали на греческий лад, появился «греческий» распев.
В 19 веке церковная музыка сильно зависела от итальянской, так как ведущие композиторы, которые писали сочинения для исполнения в церквях, обучались у итальянских мастеров, например, Д. Бортнянский и М. Березовский.
Русская духовная музыка пережила своеобразный подъем в начале 20 века благодаря творчеству композиторов А. Гречанинова, П.Чеснокова, А. Кастальского, которые относились к московской композиторской школе.
П. Чесноков писал хоровые произведения как светские, так и духовные. Он жил в 1877-1944 годах, преподавал хоровое дирижирование в Московской консерватории, а также в Московском синодальном училище, являлся регентом церковных хоров.
Благодаря композитору А. Архангельскому в церковных хорах появились женские голоса, ранее высокие партии исполняли мальчики. Он также создал смешанный хор, который выступал во многих городах России.
Ученик Н. Римского-Корсакова, М. Ипполитов-Иванов, был известным композитором, музыкально-общественным деятелем, который многое вложил в развитие грузинской музыкальной культуры. Он дирижировал в Московской частной русской опере.
Среди богатого наследия великого русского композитора П. И. Чайковского (1840-1893) его духовные произведения малоизвестны. Однако они также сыграли важную роль в становлении русской духовной музыки. К его церковным сочинениям относятся Всенощное бдение и Литургия Иоанна Златоуста.
©2009-2024 Музыкальные школы Москвы; e-mail: info@muzshkola-msk.ru