Интересные статьи » Альтовая флейта в симфоническом оркестре

История проникновения альтовой флейты в симфонический оперный оркестр, как правило, сопрягается с именем Н.А. Римского-Корсакова. Именно он имел честь впервые использовать этот инструмент в оперном оркестре. Вводя такую флейту в оркестр, автор как бы изучает ее возможности и не решается оставить ее в гордом одиночестве, поддерживая ее звучание то в унисон, то в более низкой октаве каким-либо струнным или духовым инструментом. В большинстве случаев, когда флейта солирует, то ей доверяют небольшие слабые узоры. На этот инструмент не получается возложить довольно развитые полноценные мелодические построения. В данном смысле более ощутимый вклад в оркестровую деятельность флейты внесли ближайшие последователи и ученики композитора.


Два объема флейты


Когда жил Римский-Корсаков, а альтовая флейта только начала появляться в оркестре, она строилась в основном в двух объемах – в строе Sol и Fa.


Именно в Fa флейта справедливо интерпретировалась как более полезный инструмент для оркестра, поскольку ее звучание было ниже флейты в строе Sol. Но такая находка композитора использовалась недолго. А все дальнейшие авторы, которые использовали в оркестре данный инструмент, все-таки молчаливо соглашались на Sol. Почему именно так была решена задача, сказать сложно, однако можно предположить, что в таком объеме сама флейта является более удобной по габаритам и легкой по весу.


Такое обстоятельство имело далеко не второстепенную значимость и для исполнителей во время игры, ведь удобство – это более чем существенный фактор. К тому же флейта в Sol при довольно небольшом весе могла создавать настолько красивое звучание, которое нисколько не уступало в «низах» флейте в Fa. Поэтому и не было уже причин оставлять для оркестра два вида данного инструмента.


Низкая флейта


Низкая флейта в Sol по основным характеристикам похожа на обычную флейту современного оркестра. Она имеет все основные усовершенствования, которых вполне достаточно. На ней нет только тех мелочей, которые существенно увеличивают массу инструмента, лишая его преимуществ.


Однако не стоит думать, что альт-флейта не имеет способности к подвижности. Даже наоборот, ее можно без труда подчинить любым техническим приемам. Но все это априори противоречит самой природе флейты. Ведь флейта создана для того, чтобы петь, а красота ее низов способна приковать к себе слушателя и за считанные секунды поражать его совей выразительностью и поэтичностью.






©2009-2024 Музыкальные школы Москвы; e-mail: info@muzshkola-msk.ru