Валиха представляет собой струнный мадагаскарский щипковый инструмент. В стандартном виде он собой представляет цилиндрический отрезок пустого бамбукового ствола. Полосы коры, отщепленные от ствола в количестве от семи до двадцати, являются струнами, их необходимо защипывать пальцами. В процессе игры исполнитель удерживает данный инструмент на своих коленях. Усовершенствованная мадагаскарская скрипка оснащается жильными или металлическими струнами и колками. Длина инструмента составляет примерно 1,2 метра, а его диаметр – около 10 сантиметров.
Происхождение музыкального инструмента
Мадагаскарская скрипка была создана на юго-востоке Азии: ее использовали в Филиппинах, Малайзии, Вьетнаме до нашей эры. Данное название она получила от слова vadya, означающего святой музыкальный инструмент. Именно эта бамбуковая скрипка была первым видом инструментов в музыке, существовавших на Мадагаскаре. Похожие музыкальные инструменты были распространены на Малайском архипелаге, где их называют дананг, агонг, паганг, татабуан и пр.
Использование и особенности игры
Инструмент может аккомпанировать всем музыкальным предметам, также можно использовать валиху в качестве сольного или ансамблевого инструмента в популярной, традиционной и современной музыке. В средневековые времена от дворян скрывали эту бамбуковую скрипку, ее использовали только короли. Однако это не стало помехой для рабов использовать данный инструмент, раскрывая собственный талант, несмотря на риск получить наказание со стороны их владельцев. Они из-за страха притворялись, что не умеют играть на щипковом инструменте. Временами в мастерстве игры на скрипке рабы показывали более удачные техники и таланты, чем у их хозяев.
Также мадагаскарская скрипка применялась для игры на похоронах, семейных торжествах, концертах или религиозных фестивалях. Для игры скрипку удерживают между ног или на коленях, используя для игры пальцы обеих рук. Наиболее талантливые игроки используют для игры довольно легкие прикосновения.
Данный инструмент появился на острове после миграций малайцев, он является сородичем с малайскими и индонезийскими инструментами, музыкальными предметами горных народов индийского Бастара и Вьетнама. В древности скрипку применяли в религиозных целях, чтобы привлечь внимание добрых духов. Полагается, что только определенный тембр инструментов мог помочь в вызове необходимых высших сил и духов, поскольку они различают высоту звука музыки.
Изначально струны делали из волокон бамбука, их закрепляли при помощи щепок. В наше время при отсутствии профессиональных струн применяются металлические жилы из проводов, к примеру, боуден-тросы. На Мадагаскаре эти скрипки делают из кровельных металлических листов, согнутых в параллелепипед. На одной из его граней натянуты струны, причем для правой и левой руки струны располагаются отдельно, для удобства игры исполнителя.
©2009-2024 Музыкальные школы Москвы; e-mail: info@muzshkola-msk.ru