Исторически сложилось так, что мы наслаждаемся музыкальными звуками, прикасаясь к музыке исключительно слухом, сердцем, душой. Нас пронизывает, будто током, тело, разум, слух получает наслаждение. Удивительно, что современное обучение музыке или пению требует кардинально нового подхода. Дети поют мелодию Моцарта многократно, но при этом не могут передать характеристику этой музыки, ее настроение и оттенки. Не удавалось спеть мягким звуком фиолетового цвета с блестящими вкраплениями звезд. Звук должен быть эластичным, мягким и упругим, нерезким и мелодичным. В таком случае преподаватель просит детей потрогать музыку тактильно, едва касаясь рукой ткани.
«Музыкальная ткань»
Нередко музыканты используют данный термин. Он помогает охарактеризовать то, какой вообще бывает музыка. К примеру, Вивальди по ощущениям – это гладкая мелодия с некоторой жесткостью, легкая, более напоминающая летние ткани, к примеру, шелк или шифон.
Музыку Баха уже можно назвать кружевом, сложносоставным, с красивыми и хитрыми сплетениями, однако если прислушаться и проследить, будет заметен затейливый рисунок и узор. Структура ткани различается, в зависимости от произведения. Она может быть воздушной или плотной. Музыка Моцарта представляет собой легкий полет – воздушная ткань, струя ветра, шелк или органза, невесомая и блестящая. Именно так и пришла идея показательно детям, как ощущается музыка тактильно. Преподаватели, перелистав литературу, обнаружат, что такой темы нигде нет. Нет подобных уроков. Поэтом для урока нужно сделать несколько табличек с различной фактурой.
Фактуры могут быть пузырчатыми, колючими, жесткими, гладкими, гибкими – в общем различными. Раскладывая таблички в разном порядке на столе, дети слушают музыку. Задание – осознать, какое чувство она передает. Какая табличка наиболее точно соответствует той или иной части произведения.
Почему это работает?
Отбросив номера с вокалом, где недостаточно мастерства или опыта, чтобы донести детям словами, как спеть звук правильно, нужно попросить их потрогать мех, коснуться бархата или велюра. То есть, спеть нужно так же мягко и пушисто. Или так: мягко, но с теплом. Дети, как нам известно, мыслят образно. Представить было бы проще, так как в определенном столетии одевали определенную одежду. А музыка – это мода, всегда соответствующая времени, ритму и темпу жизни. Понять, почувствовать красоту музыкального стиля теперь можно, если прикоснуться к нему тактильно.
Таким образом, данный урок помогает детям познакомиться с классической музыкой, с тем, как она звучит, также это дает возможность закрепить знания, полученные на музыкальных уроках, о классической музыке, посредством тактильных прикосновений понять, какие эмоции и чувства вызывает та или иная музыкальная композиция у учеников и преподавателя. Так, даже самая сложная композиция в музыке становится доступной для понимания, когда слушатели и ученики заранее подготовлены.
©2009-2024 Музыкальные школы Москвы; e-mail: info@muzshkola-msk.ru