В зависимости от степени развития музыкальных способностей, у человека вырабатывается музыкальное мышление. К слову, это одно из основных различий между западной и восточной музыкальными культурами. Можно смело сказать, что природа музыкального мышления изучается с давнего времени. Началом этой науки стала система соотношения музыкальных тонов, которую открыл Пифагор во время эксперимента с монохордом.
Музыкальные культуры
Восточная музыка обладает монодийным мышлением:
- Музыкальная мысль развивается по горизонтали и отличается многочисленными ладовыми наклонениями;
- Обороты четвертитоновые, одновосьмитоновые и одновосьмитоновые;
- Ритмические структуры обладают богатством;
- Соотношение звуков нетемперированное;
- Различается тембровое и мелодическое разнообразие.
Что же касается европейского направления, то для него характерно гомофонно-гармоническое мышление:
- Музыкальная мысль развивается по вертикали;
- Движения гармонических последовательностей связаны с логикой;
- Развитие оркестровых и хоровых жанров.
Виды мышления
- Наглядно-действительное мышление — присуще деятельности исполнителей, просветителей и педагогов.
- Наглядно-образное — относится к слушательскому восприятию.
- Отвлечённо (теория, абстракция, логика) — относится к деятельности композитора и музыковеда.
- Творческое мышление — характерная черта для всей музыкальной деятельности.
Стоит отметить, что в каждой эпохе появлялись свои стили музыкального мышления:
- Стиль старинных полифонистов;
- Венских классиков;
- Стиль романтизма;
- Стиль импрессионизма и т. д.
Но больше всего музыкальное мышление проявляет себя в творчестве композитора или исполнителя, то, в какой манере он преподносит музыку.
Единство трёх начал
Нельзя отрывать музыкальное мышление от зарождения художественного образа. Этот образ, с точки зрения современной музыкальной психологии, воспринимается как единство трёх начал: материального, логического и духовного.
Материальное начало:
- Нотный текст.
- Акустические параметры.
- Мелодия.
- Метроритм.
- Гармония.
- Динамика.
- Фактура.
- Регистр.
- Тембр.
Логическое начало:
Духовное начало:
- Настроение.
- Ассоциации.
- Выражение.
- Воля.
- Чувства.
Настоящее музыкальное мышление, это понимание всех трёх начал музыкального образа, который формируется в сознании композитора, исполнителя и слушателя.
Развитие музыкального мышления
Известный педагог М. Махмутов вывел одну общепедагогическую концепцию для развития музыкального мышления:
- Нужно сталкивать учащихся с жизненными явлениями, которые требуют теоретического объяснения.
- Проводить практические работы.
- Показывать жизненные явления, которые будут противоречить их прежним житейским представлениям об этом явлении.
- Научиться формулировать гипотезы.
- Побуждать к соревнованию, сопоставлению и противопоставлению знаний.
©2009-2024 Музыкальные школы Москвы; e-mail: info@muzshkola-msk.ru