Что такое гармонический слух?

Согласно терминологии Теплова, гармонический слух – это способность к восприятию большого количества звуков одновременно как единое целое. Главную роль в подобном восприятии играют эмоциональные чувства, в связи с этим главный принцип метода развития слуха сначала, в целом, явление нужно услышать, прочувствовать и теоретически осмыслить.

Как научиться гармоническому восприятию?

Для восприятия многоголосья внимание может направляться на разные направления звучания – на окраску аккордов, их функциональное назначение, определение созвучий, на их связи между собой, внимание направляется на отдельные голоса или звучания аккордных созвучий. Понимание фонизма и роли функциональных связей обусловлено эмоциональным ощущением – и менее связано с определенной высотой каждого звука. Третья сторона базируется на рациональном сознании, выявлении показателя высоты каждого отдельного звука.

Как этому научиться?

Преподавателю музыки важно воспитать осознание гармоничного слуха у учеников. К примеру, во время развития чувства лада, при изучении связей между звуками, обязательно должна применяться гармония, поскольку при этом чувство тяготений определяется ясное. Первоочередная задача – накопить слуховые впечатления, создать базу для развития слуховой гармонии в дальнейшем.

Одной из задач педагога по музыке будет воспитание направленности внимания на определенные аспекты многоголосья, чтобы ученики узнали, как понимать гармонию. Для абсолютного понимания гармонических явлений требуются теоретические знания, в то время как за счет них осмысливаются впечатления, улавливаемые слухом. Наиболее сложный момент – это работа над воспроизведением композиции после прослушивания многоголосья, а также над закреплением внутренних многоголосных представлений.

Чтобы развить гармоническое чувство, полезно часто играть аккорды, вслушиваться в них. Задача преподавателя – обратить особенное внимание на выработку прослушивания комплекса звуков, другими словами – уделить время фонической окраске аккордов. Еще одна важная форма в развитии гармонического восприятия музыки – это прием участия в формировании многоголосья. В первую очередь, это пение в хоре, гармонизация мелодии, игра в ансамбле, прочие активные формы развития слуха начинающих музыкантов.

Следует сказать, что гармония активно развивается во время сочинения музыки, разного рода импровизации. Основная задача в работе над формированием многоголосья – воспитать в учениках ощущение строя. В практической работе над построением многоголосья есть три направления: работа с двумя голосами и канонами, затем ученики переходят к терциям, секстам и трезвучиям. Третье направление – изучение многоголосья, начинающееся с народных композиций подголосочного вида, которые отличаются естественным ведением голоса. Работа с многоголосьем важна и для выработки чистой интонации, умения чувствовать линии каждого участвующего голоса.








©2009-2020 Музыкальные школы Москвы; e-mail: info@muzshkola-msk.ru